Семейная реабилитация: как помогли девочке с инвалидностью
На базе территориальных центров социального обслуживания работают отделения реабилитации для детей и взрослых с инвалидностью.
Часто, пока человек с инвалидностью проходит реабилитационный курс, психологи занимаются с его родственниками. Почему такой подход дает максимальные результаты, рассказываем на примере реабилитации 7-летней Маши и ее семьи, проживающей в Академическом районе.
В отделение социальной реабилитации детей с инвалидностью филиала “Академический” ТЦСО “Зюзино” обратилась мама маленькой Маши. Девочка пошла в первый класс, и у нее начались психоэмоциональные проблемы. «Очень хорошо помню тот день. Передо мной сидела мама, вся в слезах, а рядом стояла красивая девочка с длинной косой и задумчивой улыбкой», — вспоминает психолог Саида Пейсахова, которая курировала семью.
Первые минуты ребенок вызывал абсолютное умиление. Пока мама рассказывала, какой невыносимой стала ее дочь, психолог внимательно наблюдала за ребенком. Внезапно Машу словно подменили: в течение нескольких минут она практически разрушила весь кабинет. В это время мама продолжала рассказывать, что ее дочь делает все не так, грызет ногти, сильно заикается и дерется с одноклассниками. «Я попросила маму выйти из кабинета, чтобы пообщаться с ребенком наедине. Как только женщина вышла, Маша сразу успокоилась, и на лице у нее появилась все та же задумчивая улыбка», — рассказывает Саида.
В течение трех дней специалисты провели три диагностики: психологическую, социально-педагогическую и клиническую, организовали консилиум и составили план коррекционной работы. «У Маши не было интеллектуальной задержки, зато наблюдались нарушения психологического здоровья из-за конфликтного отношения между родителями. Именно это привело к изменениям в поведении ребенка», — делится психолог.
Таким образом, реабилитацию решили начать с родителей: психологи проводили для них занятия, направленные на разрешение конфликтов и взаимопонимание. Тем временем с Машей тоже занимались. Массаж, йога, песочная терапия, музыкотерапия, телесно ориентированная психотерапия, занятия в инклюзивной группе и многое другое — все это за короткое время дало результаты.
После терапии с родителями психологи приняли решение поработать с бабушками и дедушками Маши. Так курс реабилитации прошла не только девочка с инвалидностью, но и вся ее семья. Кардинально изменились отношения в семье, и это отразилось на ребенке. Маше сняли инвалидность, она поступила в музыкальную школу и участвует в творческих конкурсах столицы. Родители радуются успехам ребенка и поддерживают ее во всех начинаниях.«Дети — самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить. Тогда очень важно обратиться вовремя к специалистам», — заключает Саида.
Материал предоставлен Управлением социальной защиты населения Юго-Западного округа (УСЗН ЮЗАО).
Фото: mos.ru